Рассматривается транспортная задача, в которой вводится дополнительная характеристика маршрутов — надёжность. Надёжность определяет вероятность успешной доставки груза по заданному маршруту.
Допустим, имеются два склада (S1...S2) и четыре потребителя (P1...P4). Из-за наличия рисков наши расчётные показатели меняются следующим образом:
Затем рассчитывается новое значение целевой функции с учётом риска:
Коэффициент надёжности маршрута от склада i к потребителю j. αij - можно рассчитать с учётом данных статистики, истории и экспертного мнения. Формула для расчёта αij выглядит следующим образом:
Где:
Eij — экспертная оценка надёжности маршрута от склада i к потребителю j.
Sij — статистическая оценка надёжности маршрута от склада i к потребителю j.
Hij — историческая оценка надёжности маршрута от склада i к потребителю j.
α — вес экспертного мнения (коэффициент значимости экспертных оценок).
β — вес исторической оценки (коэффициент значимости исторических данных).
Экспертная оценка основывается на мнении специалистов, которые учитывают различные факторы, такие как состояние дорог, загруженность маршрутов, климатические условия и т.д. Для расчёта Eij можно использовать следующие методы:
Где:
Этот метод эффективен, когда эксперты имеют разный уровень квалификации или опыта, или когда некоторые эксперты могут быть более авторитетными или иметь более глубокие знания о маршруте.
Где:
Этот метод эффективен, когда все эксперты имеют примерно одинаковый уровень квалификации и опыта, или когда нет необходимости выделять отдельных экспертов.
Статистическая оценка основывается на объективных данных, таких как среднее время доставки, частота задержек, количество поломок транспорта и т.д. Для расчёта $S_{ij}$ можно использовать следующие методы:
Где:
Этот метод эффективен, когда данные за все периоды имеют одинаковую значимость, или когда нет необходимости выделять отдельные периоды.
Где:
Этот метод эффективен, когда некоторые периоды могут быть более значимыми (например, последние данные могут быть более актуальными), или когда необходимо учитывать сезонные или временные колебания.
Историческая оценка основывается на данных о прошлых доставках по маршруту. Для расчёта Hij можно использовать следующие методы:
Где:
Этот метод эффективен, когда все исторические данные имеют одинаковую значимость, или когда нет необходимости выделять отдельные доставки.
Где:
Этот метод эффективен, когда некоторые доставки могут быть более значимыми (например, последние доставки могут быть более актуальными), или когда необходимо учитывать изменения в условиях доставки (например, изменения в инфраструктуре или погодных условиях).
Выбор метода зависит от следующих факторов:
Таким образом, выбор метода зависит от специфики задачи, качества и доступности данных.
Для определения коэффициентов надёжности маршрутов необходимо собрать данные из различных источников. Вот способы поиска данных и источники, которые можно использовать, с примерами открытых источников:
Экспертная оценка основывается на мнении специалистов, которые учитывают различные факторы, такие как состояние дорог, загруженность маршрутов, климатические условия и т.д. Для расчёта Eij можно использовать следующие методы:
Статистическая оценка основывается на объективных данных, таких как среднее время доставки, частота задержек, количество поломок транспорта и т.д. Для расчёта Sij можно использовать следующие методы:
Историческая оценка основывается на данных о прошлых доставках по маршруту. Для расчёта Hij можно использовать следующие методы:
Определение весов (α и β) для коэффициентов надёжности маршрутов можно провести с использованием следующих методов:
Для определения коэффициентов надёжности маршрутов необходимо использовать различные источники данных и методы их сбора. Это включает экспертные оценки, статистические данные и исторические данные. Выбор методов и источников зависит от специфики задачи и доступности данных.
Для расчета коэффициента надежности маршрута Новосибирск — Горно-Алтайск по Чуйскому тракту на легковом автомобиле и грузовике (фуре) для зимы и лета, воспользуемся предложенным алгоритмом и данными из открытых источников.
Экспертная оценка основывается на мнении специалистов, которые учитывают различные факторы, такие как состояние дорог, загруженность маршрутов, климатические условия и т.д. Для расчета Eij можно использовать следующие методы:
Экспертная оценка: 3 (из-за сложных погодных условий и узких дорог).
Источник (1) - Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов 2025: что...
Источник (2) - В Алтайском крае возобновили проезд по закрытому участку...
Экспертная оценка: 4 (из-за улучшения дорожных условий).
Источник (3) - Через полстраны. Чуйский тракт... — «Путешествия» на DRIVE2
Источник (4) - Р-256 [км 454 - км 475]: Реконструкция участка... - Форум Roads.Ru
Экспертная оценка: 2 (из-за больших габаритов и сложности управления на узких дорогах).
Источник (5) - Новосибирскавтодор завершил капитальный ремонт Чуйского тракта на Алтае
Источник (6) - Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства...
Экспертная оценка: 3 (из-за улучшения дорожных условий, но все еще сложности с габаритами).
Источник (7) - Главгосэкспертиза одобрила документацию реконструкции...
Источник (8) - Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов 2025: Что...
Статистическая оценка основывается на объективных данных, таких как среднее время доставки, частота задержек, количество поломок транспорта и т.д. Для расчета Sij можно использовать следующие методы:
Среднее время доставки: 8 часов.
Частота задержек: 20%.
Количество поломок: 5%.
Статистическая оценка: 3 (из-за частых задержек и поломок).
Источник (9) - Через полстраны. Чуйский тракт... — «Путешествия» на DRIVE2
Источник (10) - Р-256 [км 454 - км 475]: Реконструкция участка... - Форум Roads.Ru
Среднее время доставки: 6 часов.
Частота задержек: 10%.
Количество поломок: 2%.
Статистическая оценка: 4 (из-за улучшения условий).
Источник (11) - Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства...
Источник (12) - Чуйский тракт: что известно о большой реконструкции...
Среднее время доставки: 10 часов.
Частота задержек: 30%.
Количество поломок: 10%.
Статистическая оценка: 2 (из-за значительных задержек и поломок).
Источник (1) - Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов 2025: Что...
Источник (2) - В Алтайском крае возобновили проезд по закрытому участку...
Среднее время доставки: 8 часов.
Частота задержек: 15%.
Количество поломок: 5%.
Статистическая оценка: 3 (из-за улучшения условий, но все еще сложности).
Источник (3) - Через полстраны. Чуйский тракт... — «Путешествия» на DRIVE2
Источник (4) - Р-256 [км 454 - км 475]: Реконструкция участка... - Форум Roads.Ru
Историческая оценка основывается на данных о прошлых доставках по маршруту. Для расчета Hij можно использовать следующие методы:
Процент успешных доставок: 70%.
Историческая оценка: 0.7.
Источник (5) - Новосибирскавтодор завершил капитальный ремонт Чуйского тракта на Алтае
Источник (6) - Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства...
Процент успешных доставок: 90%.
Историческая оценка: 0.9.
Источник (7) - Главгосэкспертиза одобрила документацию реконструкции...
Источник (8) - Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов 2025: Что...
Процент успешных доставок: 60%.
Историческая оценка: 0.6.
Источник (9) - Через полстраны. Чуйский тракт... — «Путешествия» на DRIVE2
Источник (10) - Р-256 [км 454 - км 475]: Реконструкция участка... - Форум Roads.Ru
Процент успешных доставок: 80%.
Историческая оценка: 0.8.
Источник (11) - Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства...
Источник (12) - Чуйский тракт: что известно о большой реконструкции...
Определение весов (α и β) для коэффициентов надёжности маршрутов можно провести с использованием следующих методов:
Вес экспертного мнения (α): 0.4.
Вес исторической оценки (β): 0.2.
Коэффициент надежности: 3.14.
Коэффициент надежности: 4.18.
Коэффициент надежности: 2.12.
Коэффициент надежности: 3.16.
Для определения коэффициентов надёжности маршрутов необходимо использовать различные источники данных и методы их сбора. Это включает экспертные оценки, статистические данные и исторические данные. Выбор методов и источников зависит от специфики задачи и доступности данных.